

Книга «Модно!» — опыт авторского осмысления событий и фактов, которые мы относим к явлениям моды, маркирующих одну из важнейших потребностей человека — украшать себя, чтобы выделиться, и вместе с тем стать частью социума.
Феномен моды не ограничивается длиной подола или высотой прически, поэтому авторам книги были интересны явления, которые, не имея прямого отношения к костюму, описываются эпитетом «модный» и развиваются по законам моды. Сегодня, когда происходит ревизия системы моды на фоне бурной риторики по поводу ее конца, развития новых медиа и цифровизации, мы можем лишь гадать — какой будет мода после моды? Впрочем, мода покажет.

Герцог Бургундии Филипп III Добрый (1396 — 1467) называл себя «Великим герцогом Запада» и покровительствовал искусству. Его двор стал самым великолепным в Европе; здесь родилось понятие «модно». Бургундия ввозила итальянские шелка, шелковый бархат, меха и восточный текстиль, делала из английского сырья отличные шерстяные ткани. Бургундская мода была роскошна; бургундцам подражали — церемониал бургундского двора стал основой для церемониалов дворов Европы.

Первые упоминания о рыцарских турнирах датированы XI веком, но их популярность длилась до XVI века. Помимо демонстрации храбрости и умений, турнир был парадом мод в одежде и экипировке рыцарей. Детали доспеха покрывались геральдическими накидками, на шлем крепилось яркое украшение. В гербовые накидки одевались пажи и оруженосцы, а дама рыцаря могла надеть платье с гербом–аппликацией. Она дарила ему перчатку или платок, который он прикреплял к шлему или доспеху.
В 1444 году король Франции Карл VII влюбился в 22-летнюю Агнессу Сорель, затем оказавшую огромное влияние на женскую моду при французском дворе. Жан Фуке изобразил ее как Деву Марию на Меленском диптихе. Узкое платье с низким вырезом расшнуровано, под ним — льняная рубашка. Сорель упрекали в том, что ее шлейфы слишком длинны; здесь ее платье подвернуто поверх пояса — золотая, плетеная геркулесовыми узлами цепь спускается вниз.
Время Елизаветы I называют «золотым веком Англии». Она покровительствовала наукам и искусствам, побеждала испанцев, сделав Англию «владычицей морей». Как и время, тогдашняя мода была яркой. Женщины носили жесткие лифы, укрепленные китовым усом, пышные воротнички-раффы, шляпы с высокой тульей. Одежду мужчин украшали вышивка и жемчуг. Платья королевы были инкрустированы бриллиантами. Она любила ярко-красный, переливающийся голубой, золотистый цвета.
Великий государственный деятель Франции кардинал-министр Арман Жан де Ришелье любил вышивать. Этот вид рукоделия был исключительно аристократическим занятием из-за высокой цены инструментов и ткани. Вышивкой украшали наряды, мебель, постельное белье. Вероятно, платок именно с такой вышивкой уронил на землю Арамис при первой встрече с д’Артаньяном. Считается, что Ришелье действительно вышивал сам, во всяком случае он часто носил одежду, украшенную вышитым ажурным кружевом.
В 1672 году писатель Жан Донно де Визе начал выпускать журнал Mercure Galant, посвященный новостям двора, искусства и театра. В 1677 году в нем появилась первая большая статья, посвященная моде — обсуждались длина рукавов и оборки, но текст еще не был проиллюстрирован. Первая модная картинка в журнале появилась в 1679 году и изображала платье принцессы Марии Луизы Орлеанской, которое она надела на свадьбу с королем Испании Карлом II.
В XIX веке считалось, что ездить верхом по-мужски женщины не могут — это непристойно. Поэтому дамы использовали специальное седло, в котором можно сидеть боком. Для верховой езды надевалось особое платье или жакет с юбкой асимметричной конструкции, благодаря которой ноги наездницы полностью закрывались. Более длинная сторона образовывала шлейф, который женщина, спешившись, должна была изящно подхватить и прикрепить к юбке над коленом.
В 1860-е годы западный мир открыл для себя Японию: в Европе и Америке возникла мода на всё японское. Западные дамы наряжались в кимоно и обмахивались восточными веерами в будуарах, обставленных расписными ширмами, фарфоровыми вазами и лаковыми шкатулками. А европейское искусство испытало влияние японской гравюры с ее асимметричными композициями, неожиданными ракурсами, выразительными контурами и насыщенными локальными цветами.
Рекламодатели второй половины XIX века экспериментировали со шрифтами и текстом, но постепенно стало понятно, что красивая картинка стоит тысячи слов. Развитие техники литографии, позволившее массово тиражировать цветные изображения, привело к развитию рекламного плаката как отдельного жанра искусства, в котором нашли отражение все главные художественные стили периода: ар-нуво, символизм, кубизм, ар-деко и конструктивизм.
В начале XX века женщины получили большую свободу, у них появилась возможность работать. Основой женского костюма стали блузка, жакет, кардиган, который женщины также позаимствовали из мужского гардероба, и укороченная до лодыжек юбка. Неотъемлемые элементы гардероба модниц начала XX века — меховые муфты, накидки и сумочки-клатчи. Клатчи только начинали входить в моду, и многие (в том числе Зигмунд Фрейд) считали их ужасно неприличными.
Силуэт robe de style ассоциируется с модным домом Lanvin, основанным в 1889 году модельером Жанной Ланвен. Считается, что именно благодаря Lanvin он стал популярен в 1920-е годы. Незамысловатый верх, низкая талия и очень широкая юбка, форму которой поддерживает нижняя юбка с обручами, — романтичный и элегантный силуэт, полускрывающий фигуру и напоминающий о нарядах XVIII века, был популярен у девочек, слишком юных, чтобы примерять дерзкие наряды.